На главную
Т.Л. Сивкова,
ЗАО «Гуманитарный фонд»,
Зам. генерального директора по тактическому планированию.
к.э.н., д. соц. н. Н.Н. Покровская,
Зав. Кафедрой системной экономики
Национального гуманитарного университета России
«ЖКХ Россия»
Согласно системному подходу специалистов ЗАО «Гуманитарный фонд»: « …если бы у нас не было бы проблемы ЖКХ, ее следовало бы придумать».
Концепция системного проекта «ЖКХ Россия» разрабатывалась специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» совместно с Национальным гуманитарным университетом России в течении 2012-го года для целей программы «Народная экономика». Недавно Президент страны назвал «налаживание работы, обновление жилищно-коммунального комплекса» приоритетной задачей для региональных и муниципальных властей, указав при этом на риски серьезной деградации этой сферы без достаточного внимания к ней.
Президент вовремя предупреждает и теперь дело за тем, как это предупреждение будет воспринято на местах.
Также В.В. Путин отметил, что надо меньше бубнить и больше работать в сфере ЖКХ и при этом искать не «точечные, сиюминутные решения, латание дыр», а долгосрочные системные решения, которые обеспечат населению качественные коммунальные услуги "по приемлемым и понятным ценам".
Такое системное решение и содержит концепция системного проекта «ЖКХ Россия». У этой концепции большая предыстория.
Еще в 2004 г. ее авторы опубликовали в ЛиК статью «ЖКХ – бюджетный кошмар или Клондайк» [1]. Начинается статья так:
«Яркой особенностью бизнеса является его способность превращать проблемы в источник благополучия. Посмотрим, как это качество бизнеса может сработать в проблеме ЖКХ, которая пока еще не имеет ясных перспектив своего решения.
В статье «Российская экономка для стран Скандинавии», ЛиК № 5, 2004 г., мы уже писали, что проблема ЖКХ может быть решена только инструментами малого бизнеса. Мы также отметили, что очень важно привлечь малый бизнес именно Скандинавских стран, особенно опыт Финляндии в организации городской среды. И здесь еще раз отметим это. Культура городской среды Финляндии достигла очень высокого уровня. Транслировать эту культуру в российское общество чрезвычайно важно. Настолько важно, что если бы у нас не было бы проблемы ЖКХ, ее следовало бы придумать.
«Удобство» этой проблемы заключается в том, что ее решение осуществляется достаточно простыми методами, легко просчитывается и контролируется. Рассмотрим основные аспекты алгоритма ее решения. Как и обычно, все начинается с бизнес-плана. Он должен быть разработан для случая обслуживания, эксплуатации объектов ЖКХ и для их реконструкции. Если в первом случае основная роль отводится исключительно малому бизнесу, то во втором необходимо участие субъектов среднего и, возможно, крупного бизнеса. Разработка таких бизнес-планов не представляет никаких проблем. Эти бизнес-планы к тому же легко проверять. Все это указывает на надежность принятых решений».
Вопрос превращения проблемы в механизм прогресса был специально рассмотрен в начале 2012 года в статье с «говорящим» названием «Проблемы ЖКХ как повод для блестящих решений» [2].
Эта статья была подготовлена одновременно с другой – «А снег идет…» - которая была написана по результатам участия ЗАО «Гуманитарный фонд» в заседании Научно-технического Совета Жилищного комитета в Правительстве Санкт-Петербурга 30 марта 2012 г. На этом заседании ЗАО «Гуманитарный фонд» предложил решения существенно отличные от предложенных другими участниками и одновременно предупредил о слабых сторонах этих решений [3].
Эти «черты» в работе ЗАО «Гуманитарный фонд» по данному направлению могут показать, что его тематика достаточно известна. Кроме того - и частные вопросы ЖКХ вызывает живой интерес и предметные решения.
Сегодня концепция проекта «ЖКХ Россия» отвечает установкам В.В. Путина и включает следующие базовые положения.
- Сфера ЖКХ относится к числу наиболее прогнозируемых, а, значит, и возможных для долгосрочного инвестирования.
- Проблема ЖКХ является системной, а, значит, и требует системного решения. Любая системная проблема имеет только одно системное решение.
- Проблема ЖКХ является нелинейной, а, значит, ее решение должно иметь процессный характер с действующей обратной связью.
- Условиям по п. п. 2 и 3 отвечает только одно решение, построенное на принципах самоорганизации систем.
- Целевое направление процесса самоорганизации обеспечивается балансом волевых (административных) решений и мер стимулирующего характера. При этом стимулам должен принадлежать приоритет, а волевое вмешательство требуется только для случаев, которые возникают как эффект обратной связи.
- Мотивация и содержание всех решений должно определяться достаточно структурированной научно-практической базой, исключающей возможность волюнтаризма. Это требует наличия высоко квалифицированного персонала.
- В соответствии с принципами Классицизма, который впервые в истории цивилизаций организовал технический прогресс, процесс самоорганизации должен с максимальной полнотой включать те институты, интересы и возможности которых затронуты.
В числе этих институтов:
- Бюджетная политика.
- Капитал.
- Инфраструктура ЖКХ.
- Население.
Этим положениям отвечает тот инструментарий, который уже создан в ЗАО «Гуманитарный фонд» еще в процессе разработки программы «Народная экономика» [4], см. также www.ekonomika-2034-0.narod.ru
Отметим, что структура Программы и ее инструментарий по оценке Экспертного Управления Президента РФ оказался безупречным.
Основными элементами этого инструментария являются следующие:
1. Метод ресурсного баланса (взамен метода экстраполяции) при социально-экономических прогнозировании и расчетах.
2. Создание нормативно-критериальной базы, которая увязывает продуктивность капитала с его обременениями.
3. Разработка проекта Регионального Хозяйственного Комплекса, который и позволяет вести системное прогнозирование Методом ресурсного баланса.
4. Использование «приведенных величин» в социально-экономических расчетах. «Приведенная величина» получается путем деления величины показателя в денежном выражении на величину прожиточного минимума. Это метод \дает не только количественную, но и качественную оценку экономике, адекватно ее фундаментальному смыслу. Этимологически понятие «экономика» состоит из понятий «эко» - материальная среда обитания, и «номос» - закон. Только знание закона делает наши решения правильными и долгосрочными.
Кстати, те редкие зарубежные специалисты, которые прогнозировали мировой финансовый кризис, исходили примерно из таких же подходов.
В работе [5] было показаны исключительные возможности «приведенных величин» в глубинных исследованиях экономики.
Использование «приведенных величин» придает мерам экономического характера наибольшую эффективность, внося в экономику потребности человека. Прожиточный минимум практически является той «экономической единицей», которая делает из представлений об экономике экономическую науку.
Это ясно из того, что подобное должно измеряться подобным, а без измерения не может быть науки. Например, «рубль» в отличие от «метра» ровным счетом ничего не выражает, и «единицей» является только условно. Рубль со всей очевидностью не имеет такого непосредственного отношения к человеку, как метр к пространству или килограмм к весу.
Из важнейших практических мер концепция «ЖКХ Россия» включает следующие:
- Максимальное участие малого бизнеса, т.к. его природа наиболее близка сфере ЖКХ.
- На первом этапе обязательное наличие участника из Скандинавии (мы здесь говорим о Северо-Западе России), как региона с высокой культурой ЖКХ и эффективностью его инфраструктуры.
Такой участник выполнит функцию локомотива в модернизации ЖКХ. Отечественным предприятиям в системе ЖКХ будет, у кого поучиться. Кроме того, эффект такого участия скажется на всех сферах жизни региона.
- Полная прозрачность в сфере ЖКХ. Это в частности будет главным условием для обратной связи, см. выше п. 3 в «базовых положениях».
- Модернизация ЖКХ должна вестись в рамках целевого регионального закона в форме социального проекта. Этот проект должен быть рассчитан до 2025-2030 г.г. и отражать регламент функций и взаимодействия основных участников. Он должен также включать и необходимые гарантии по обязательствам сторон. В этом отношении может быть полезна та методика законодательной деятельности, которая разработана специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» еще в 2000 г. [6].
- Разработка региональной налоговой политики для малого бизнеса на принципах избыточного роста. Такой принцип был предложен специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» также в 2000 г. [7].
В этом случае задается рост налогооблагаемой базы, сверх которого доходы полностью или в наибольшей степени освобождаются от налогообложения. По расчетам авторов в этом случае рост доходов в бюджет за 12 лет должен вырасти в 30-35 раз, разумеется, с учетом инфляции [8].
- Существенная модернизация понятийной культуры в первую очередь в аппарате региональной Администрации и законодательной сферы. В этом направлении наиболее эффективен журнал «Личность и Культура».
Целесообразность такой меры видна уже из текста статьи. Несмотря на то, что все базовые положения стали формироваться уже в 2000 г., за это время – 12 лет - ни одно из них не реализовано. И острейшая проблема ЖКХ, получившая решение 8 лет назад, подошла, спустя это время, к состоянию особой остроты и угрозы деградации.
О проблеме понятийной культуры ЗАО «Гуманитарный фонд» сообщал еще в 1999 г. [9].
7. Начинать модернизацию ЖКХ следует с опытной площадки в одном из районов Петербурга. Выбор площадки значения не имеет в силу высокой неопределенности ситуации в целом.
В заключение особо следует выделить комплексный эффект проекта «ЖКХ Россия».
Как видно из всего сказанного выше, реализация проекта сопровождается крупным рывком по ключевым направлениям развития российского государства и общества:
- Социально-экономическая политика получает, наконец, мощную научно-практическую базу, которая существенно повышает ее эффективность.
- Малый бизнес выходит из стадии затянувшейся стагнации и переходит в фазу системного роста.
- В процессе модернизации сферы ЖКХ, как всегда, рождаются инновационные решения, которые переходят в другие области жизни. С учетом масштабов сферы можно ожидать, что масштабы этого процесса не будет заметно уступать аналогичным в космической или военной области.
- В ходе всех преобразований существенно меняется сам социальный климат в сторону оздоровления, социального партнерства и согласия. Это ведет к сокращению таких негативных факторов как, например, коррупция или криминальная практика.
В целом сфера ЖКХ станет очагом общего системного прогресса в стране, вовлекая в этот процесс значительное число населения и крупные материальные ресурсы. Сфера ЖКХ может стать крупнейшей областью инвестиций, сравнимых с сырьевой отраслью.
Вместо роста расходов госбюджета начнется рост его доходов уже на первых стадиях модернизации сферы ЖКХ. Сначала будут преобладать инвестиции, а затем доходы от экономического роста региона.
Вот почему специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» 8 лет назад заявили: « …если бы у нас не было бы проблемы ЖКХ, ее следовало бы придумать».
Важно, что проблема ЖКХ решается исключительно региональными средствами. Это обеспечивает мобильность и разгружает федеральный центр.
Концепция системного проекта «ЖКХ Россия» по всем основным параметрам отвечает позиции Президента в этом вопросе. Путин считает полезным участие общественных организаций в решении проблем ЖКХ. И этот аспект в данном проекте нашел свое отражение.
Разработчики Концепции «ЖКХ Россия» рады, что плоды их труда стали незамедлительным ответом на установку Президента страны и полны энтузиазма для практической ее реализации.
Литература
1. ЖКХ – бюджетный кошмар или Клондайк (Подготовлена Отделом системных методов маркетинга и менеджмента ЗАО «Гуманитарный фонд»)//Личность и Культура. – 2004. - № 6. - с. 21-22.
2. «Проблемы ЖКХ как повод для блестящих решений» //Личность и Культура. – 2012. - № 2. – с. 11.
3. «А снег идет…»//Личность и Культура. – 2012. - № 2. – с. 8-10.
- Жаринова Е.В., Петрова Н.К., Сивкова Т.Л., Чуркина Т.В. Народная экономика// Личность и Культура. – 2009. - № 6. – с. 52-57.
- Покровский Н.Б., Покровская Н.Н., Ясинский С.А. .Метаструктурный анализ – статистика, управление экономкой//Личность и Культура. – 2003. – № 3/4. – с. 22-29.
- Покровский Н.Б., Миронов Д.Ю. Маркетинг и законодательство – актуальная проблема//Личность и Культура. – 2000. – № 4.- с. 18-22.
- Деньги для России//Личность и Культура. – 2000. – № 3.- с. 5-7.
- Малый бизнес – стране //Личность и Культура. – 2002. – №1/2.- с. 5-8.
- Покровский Н.Б. В России не экономический, а глубинный культурный кризис //Личность и Культура. – 1999. – № 2. - с. 12-14.
Национальный гуманитарный университет России является структурным подразделением НП «Содействие субъектам науки, просвещения, образования».
|