Проект "Поиск"
НП "Содействие субъектам науки, просвещения, образования"
Национальный гуманитарный университет России
Санкт-Петербургский научный центр системных исследований им. С.А. Попова

Малый бизнес РФ

В России сложилась уникально благоприятная ситуация - впервые в ее истории страной руководятсразу два молодых, энергичных, образованных и умных человека, причем оба приобрели опыт работы на высших государственных должностях. Теперь благополучие общества зависит только от него самого, его способности к сотрудничеству и взаимопониманию, т.е. от культуры.

Николай Покровский

На главную

О деньгах.

 

ЛиК, № 3. -  2000г.

Деньги для России

В статьях «Культурный кризис в России» (журнал «Мост» №7, 1999) и «В России не экономический, а глубинный культурный кризис» (журнал «Личность и Культура» №2, 1999), подготовленных специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд», аргументировалось то положение, что экономические проблемы в России имеют исключительно культурную природу.
Т.е., стагнация экономического кризиса продолжается не из-за отсутствия необходимых ресурсов или неспособности рынка обеспечить обращение товарно-денежной массы, а из-за архаичной культуры общества, совершенно не отвечающей стандартам рыночной экономики. Продуктом этой архаичной культуры является налоговая система, которая вобрала в себя все ранние стереотипы распределения добавочной стоимости.
Этот культурный кризис многолик. Им охвачено все общество, практически без всякого исключения, в чем легко убедиться на примере методов деятельности исторически наиболее передовых групп - субъектов бизнеса от индивидуальных предпринимателей до олигархов. И тех, и других объединяет непреодолимое чувство ожидания, что кто-то, а не они, подумает, как им лучше работать.
Это чувство испытывал и русский крепостной крестьянин и гражданин СССР. Не имея обычно своего мнения на этот счет, они принимали то, что давалось им «сверху» и пытались по возможности с наибольшим благополучием устроиться в предложенных условиях. Какой-либо конструктивный диалог был исключен. И совсем не потому, или не столько потому, что «сверху» не желали вести такой
диалог, а в значительной степени потому, что снизу те, кто был в нем наиболее заинтересован, не могли выстроить этот диалог на имеющихся в их распоряжении основаниях. А такие основания всегда были. Например, закон о кооперативах, коллективных хозяйствах существовал всю историю СССР. Но умелых, умных действий по его использованию не было. «Умелые и умные» действия - значит действия, учитывающие реальные условия, расстановку приоритетов и использующие в своих целях все благоприятные нюансы этой расстановки.
Оппоненты этой точки зрения могут указать на глобальную запуганность, «зажатость» населения страны. Но тогда что мы видим последние 10 лет? Известные события последних месяцев показывают, что по крайней мере олигархи не похожи на испуганных овечек. Однако и эта среда ничем не обнаружила своей корпоративной культуры. Не обнаружила, потому что ее нет, она еще находится в стадии структурирования в точном соответствии с объективным ходом реального исторического процесса в России, единственным системным отражением которого сегодня является ДРР.
Уместно будет отметить, что подготовлена ДРР в среде малого бизнеса, который является по историческим законам развития общества наиболее прогрессивной социальной группой при переходе к рыночной экономике. Отметить это небезынтересно, так как известны, например, факельные шествия протеста представителей банковской сферы, солидаризация представителей среднего бизнеса с шахтерами, стучащими касками по асфальту
перед зданием Дома Правительства. Но при этом практически ничего не известно об организации системных исследований происходящих в стране изменений и выработки собственных позиций на основании исторической перспективы и исторических законов. Все приоритеты смещены в область «кулуарной» политики, а методы деятельности пополняются в основном из арсенала интриги. И это происходит тогда, когда в стране остается практически незадействованным огромный, колоссальный, совершенно не выразимый словами научный потенциал.
Российская наука, это явление мировой цивилизации, едва ли не прозябает в течение целой эпохи, потому что у тех, кто понимает ее значение и возможности (у государства) нет денег для нее, а те, у кого есть деньги, этого не понимают и не умеют пользоваться этим ресурсом накопления и приумножения богатства. Это, разумеется, объективная ситуация, и ДРР ясно указывает на ее природу - российский капитал остается исторически незрелым до периода 2004-2005 г.г., когда Индекс Фактора Капитала по ДРР достигнет величины 0,21-0,23.
Основной смысл приведенных рассуждений сводится к тому, что сам бизнес еще объективно не готов к осознанию себя как компонента общества и продукта исторического процесса. А в связи с этим  не готов мотивировать свои позиции, в том числе и по экономическим вопросам.
Основной почвой, на которой строятся отношения бизнеса и государства, является налоговая система. До настоящего времени эта почва мало возделывается. Иногда на ней всходят чахлые и блеклые цветы благих пожеланий, которые немедленно погибают под суровым ветром действительности. Камнем преткновения на пути без конца декларируемых концепций о снижении налогов на бизнес становится сам переход к прогрессивной налоговой практике при постоянной нехватке средств в бюджете. Бюджету нужны деньги, а деньги поступают от уплаты налогов. Как же снизить налоги, не приводя одновременно к уменьшению доходов бюджета? На 2-м съезде предпринимателей Санкт-Петербурга Губернатор города В. Яковлев обратился к предпринимателям с призывом дать свои предложения по этой проблеме. И данная статья поэтому адресуется в частности лично Губернатору Санкт-Петербурга.
В связи с обращением В. Яковлева три основных отдела ЗАО «Гуманитарный фонд» (отделы научных методов маркетинга, проблем социальной интеграции и отдел прикладной культурологии) разработали механизм перехода к новым налоговым ставкам без ущерба для бюджета, более того, с его увеличением. В работе был традиционно применен Метод структурного анализа, разработанный еще при подготовке ДРР. Согласно ДРР в экономике страны функционирует значительная масса теневого капитала, выводимого от налогообложения. Факт наличия капиталов в стране общеизвестен, в данной статье этот вопрос не рассматривается подробно, хотя у специалистов «Гуманитарного фонда» есть и методики расчета величины теневого капитала. Для данной статьи достаточно констатировать сам факт наличия финансовых средств и показать пути их вовлечения в экономику.
Экономическая наука и практика не знают более эффективной меры привлечения капитала и оживления его обращения, чем снижение налогового бремени. То же предлагаем и мы, но... Это «но» относится только к той части капитала, который превысит некий порог, обеспечивающий бюджету плановые платежи. Т.е., льготному налогообложению подлежит только та часть дохода, которая получена сверх установленной нормы. Тогда предприятие будет платить налоги по следующей схеме:
СН = К * Ду +  Кп * Дс,    (1)
где СН - сумма налогов, К - коэффициент, соответствующий существующим ставкам налогов, Ду - установленный доход предприятия, Кп - прогрессивный коэффициент, соответствующий льготной системе налогообложения, Дс - доход, полученный сверх «установленного».
«Установленный доход предприятия» можно рассчитать из условия, что предприятие должно на определенную величину увеличить свой доход в следующем финансовом году. Тогда
Ду = Ди + Кз * Ди = Ди (1 + К),   (2)
где Ди - доход, имеющийся по результатам предыдущего года. Кз - «коэффициент задания», указывающий, на какую величину должен возрасти доход в следующем финансовом году.
С учетом (2) формула (1) примет вид:
СН = К * (1 + Кз) *  Ди + Кп * Дс (3)
Формула (3) означает, что предприятие должно увеличить свой доход на некоторую величину, которая увеличит стабильность доходной части бюджета. Если это произойдет, доход, полученный сверх установленной величины, подлежит льготному налогообложению. Такая система стимулирует заинтересованность бизнеса в легализации или просто в росте доходов, подлежащих налогообложению. В то же время за счет дополнительных налогов в сумме Кп * Дс бюджет получает доходы сверх установленных и в следующем году может начать постепенное снижение величины К, т.е. существующих ставок налогов, без уменьшения доходной части. Этот механизм перехода к новой системе налогообложения назван разработчиками «компенсирующим». Компенсирующий метод перехода к новой налоговой системе может стать эффективным инструментом стабилизации экономики и мощным импульсом к ее подъему.
Так ли это, будет зависеть всего от 2 величин: Кз и Кп. В связи с этим важно, что браться они должны не «с потолка», как это иногда бывает, а на основе научно обоснованных нормативов деятельности предприятий. Разрабатываться такие нормативы должны самими предприятиями, предав забвению определенные стереотипы российского менталитета до 1861 г. Например, очень интересно заметить, что Кп вообще может быть равен нулю, и при этом бюджет все равно будет получать дополнительные доходы за счет того, что денежная масса, соответствующая этой части дохода, все равно будет транспортироваться по системам обращения товарно-денежной массы страны и при этом попадать под налогообложение. Подробнее об этом писалось в статье «Сколько стоит малый бизнес», опубликованной нами в газете «Предприниматель Петербурга» в декабре 1998 г. Пояснить эту ситуацию может такой пример: дополнительный доход Дс пошел на приобретение дополнительной части товаров, выручка от которых подлежит налогообложению по стандартным ставкам. Или, например, продукция, за которую предприятие получило дополнительный доход Дс, продается через торговую сеть, уплачивающую обычные ставки налога. Итак, важно заметить, что Дс обеспечивает поступление доходов в бюджет прямо или косвенно.
Важно дать оценку вопроса, сказать, «сколько он стоит». По нашим ориентировочным расчетам, благоприятные условия для малого бизнеса дадут доход в бюджет, равный 4-5-кратной величине всего бюджета Санкт-Петербурга в настоящее время. Т.е. увеличат доходы в бюджет от малого бизнеса примерно в 20 раз. И никаких западных кредитов!
Выявить и показать профессионально грамотно и научно обоснованно все аспекты деятельности бизнеса - задача в первую очередь самого бизнеса. То, что не было сделано раньше, может быть восполнено сейчас при решении кардинальной проблемы - объективной оценки величин Кз и Кп. Разработанные в сфере практического бизнеса, эти важнейшие показатели механизма выхода из кризиса должны быть представлены государству на обсуждение и согласование. В ходе этого исторического диалога само общественное сознание сделает крупный шаг к новым методам хозяйствования и новым общественным технологиям.
Не исключено, что это произойдет к 2004 г., который отвечает периоду структурирования национального капитала как общественно значимого фактора. Тогда нам предстоит еще раз зафиксировать беспрецедентное совпадение научного прогноза развития общества с реальной ситуацией через 10 лет после разработки прогноза. Для ДРР до сих пор это остается традицией, не имеющей исключений.


ЛиК №1, 2005 г.

Т.Л.Сивкова, зам. генерального директора
по тактическому планированию ЗАО "Гуманитарный фонд"

Сколько может стоить новая экономика

В ЗАО «Гуманитарный фонд» обратилась общественная организация «Работники сферы искусства» с таким неожиданным вопросом. Уже длительное время различные объединения малого бизнеса предпринимают попытки стимулировать его развитие, а результатов – «кот наплакал». В  чем же дело? Может быть, надо  «изобрести» такую технологию, которая позволит и малому бизнесу и всей экономике развиваться быстрее? Вопрос – кто может создать такую технологию и, конечно, сколько это может стоить?
Вопрос достаточно актуальный, сугубо практический и, уже поэтому, интересный. Мы попытались дать свою версию его решения. Эта версия родилась «на кончике пера», вобрав в себя сумму наших представлений и наш взгляд на проблему в общем. Указанная организация отнеслись к нашему опыту вполне практически и приступили к поиску путей ее реализации.Поэтому мы сочли корректным кратко рассказать об этой версии открыто.
В основу нашего решения было положено два главных положения. Первое – мы исходим из характеристики культуры общества, то есть из того, что все его шаги будут характерны для его культуры. Соответственно, те меры, которые не отвечают его культуре, не могут быть реализованы, при всей их кажущейся простоте и освоении в других странах. В общем, экономика соответствует культуре, а задача ее развития – задача культурологическая.
Второе положение – необходимо применять только системные подходы, используя законы самоорганизации систем, резонансные эффекты синергетики. Тогда деятельность будет наименее затратной и наиболее адекватной реальной ситуации, что человек далеко не всегда может учесть. Пусть система сама регулирует себя, а мы только задаем ей программу действия.
Первое и второе положения приводят к условию, что в разработке целевых решений должны участвовать все регионы России, а не только отдельные центры. То есть в каждом субъекте РФ должна быть своя «рабочая группа». А все они должны быть связаны специальной информационной системой. В задачи этой «рабочей группы» входит формирование постоянного сотрудничества с научной средой региона, органами исполнительной и законодательной власти, с субъектами экономической деятельности. Деятельность всех «рабочих групп» координирует «Центр», который включает ведущих специалистов в различных областях знаний – от математики, социологии и экономики до астрономии и теории искусства.
Работа «Центра» должна использовать современные механизмы маркетинга, менеджмента. Метаструктурный анализ и Интегральная теория систем, разработанные в ЗАО «Гуманитарный фонд», позволяют гармонизировать взаимодействие всех подсистем общей системы этой работы. Используемый в работе многоуровневый маркетинг, обеспечивает стабильность системы и ее непрерывное развитие. Особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено тому факту, что состояние российского общества носит ярко выраженный динамичный характер. А его изменчивость сопровождается комплексом мутаций. Указанный аналитический инструментарий является вполне достаточным для изучения и контроля за всеми этими процессами, но необходимо всегда иметь «под рукой» механизмы адаптации принимаемых решений.
Согласно второму положению на начальном этапе система должна быть предоставлена самой себе и находится в состоянии хаоса. Величина Энтропии должна быть максимальной. Через определенное время, предположительно через 6-9 месяцев, в системе проявятся аттракторы и тогда можно начать процесс структурирования путем регулирования Массо-Энерго-Информационного блока системы, МЭИ-блока. Начинается это регулирование с варьирования объема, содержания и интенсивности информации, а затем вводятся и другие рычаги.
Вся деятельность системы направлена на формирование более или менее завершенной идеологии преобразований и отвечающей ей экономической доктрины, см. ЛиК, № 4 за 2004г. «На выходе» мы должны получить систему норм, принципов, на основании которых будет сформировано адекватное законодательство, после чего всем управляют четкие, незыблемые законы. С этого момента и начинается величие России.           
В завершении, естественно, встает вопрос о «цене вопроса», какое требуется финансирование для реализации данной версии построения новой экономики. На данной стадии разработки версии мы смогли составить только приблизительную смету, согласно которой общие расходы могут составить от 600-800 млн. до 1,2-1,4 млрд. долл. США. Из них примерно 35% составляет оплата штатного персонала, 40% - текущие расходы, 15% - расходы на «побочные» разработки, которые возникнут в ходе основной деятельности, и 10% - неучтенные расходы. Общая продолжительность работ по нашей оценке – 3 года.
Как видно из всего сказанного, в результате должен быть создан некий интеллектуальный продукт, который в стоимостном выражении составляет около 1 млрд. долл. США. Этому интеллектуальному продукту соответствует определенная социально-экономическая ситуация. Очевидно, что пока этот интеллектуальный продукт не создан, эта ситуация возникнуть не может. При этом важно учитывать, что полученная стоимость интеллектуального продукта является минимальной, потому что использованы все известные разработчикам инструменты оптимизации процесса. Без этих инструментов затраты должны существенно возрасти.
Итак, когда общество затратит в совокупности необходимые финансовые средства, только тогда оно получит новую эффективную экономику. Чудес в природе не бывает, ничего не возникает из ничего. Сегодня мы тоже тратим крупные средства, но с той разницей, что делаем это достаточно беспорядочно, что резко снижает к.п.д. затрат.
Наши выводы по финансовым вопросам произвели на наших «заказчиков» удручающее впечатление. Где взять такие деньги малому бизнесу?!  Малому бизнесу их, разумеется, взять не откуда. Но в решении проблемы кровно заинтересован крупный бизнес, а у него такие средства есть. Поэтому задача малого бизнеса – кооперироваться с крупным. Задача не простая. Главная трудность все та же – культура.
Но есть одна деталь, которая может помочь. Если «на выходе» мы имеем ясные и понятные модели, то не представляет труда рассчитать, какой экономический эффект они создают. Тогда у инвестора появляется возможность предложить государству сделку – он финансирует проект, а государство возмещает его расходы из дополнительно полученных доходов. В этой ситуации по приблизительным оценкам инвестор может рассчитывать на 4 – 4,5 млрд. долл. США  прибыли. Это может изменить ход мысли.
Итак, все зависит от хода мысли, то есть от культуры, на что указывает наше первое положение. В зависимости от нашей общей культуры новая экономика может стоить от 1 до очень многих миллиардов долларов США. Все считать – в традициях системного знания, на которое ориентировано второе из указанных положений. Таким образом, оба они полностью реализованы.

 

 

ЛиК №5/6. - 2000 г.
Н.Б. Покровский, Н.Н. Покровская
ЗАО "Гуманитарный фонд"

Сколько стоит бизнес

В теме бизнеса вопрос цены самым естественным образом стоит на первом месте. Тогда вполне логично попытаться выяснить, а какова цена самого бизнеса в жизни общества, какова цена его деятельности, сколько он стоит? Важно понимать, чего стоит то, что приносит бизнес в экономику общества. Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере работы одного предприятия – ПК «Меридиан 2000».
Итак, рассчитываем экономический эффект, который создается деятельностью данного предприятия. Для этого необходимо осознать, какая товарно-денежная масса вовлечена в обращение в результате данного конкретного производства. Эта товарно-денежная масса – ТДМ – должна учитывать не только стоимость выпущенной продукции, но и стоимость работ по ее реализации, сумму налогов, уплачива-емых как самим этим предприятием, так и теми, кто осуществляет все работы по ее реализации. Необходимо также принять во внимание то, как затем будут перемещаться денежные средства. Например, надо знать, что заработная плата будет расходоваться на продукты питания и различные другие нужды, в том числе на оплату коммунальных услуг, приобретение различных товаров народного потребления, через финансовые системы банков направляться в хозяйственные струк-туры. Чтобы упростить рассмотрение проблемы и в то же время иметь совершенно прозрачную ситуацию с обращением ТДМ, в наших расчетах все сведено к условной единице, что позволяет свободно оперировать полученными результатами. Следует отметить, что расчеты были выполнены нами еще два года назад и впервые опубликованы в газете «Предприниматель Петербурга», поэтому размер МРОТа у нас составляет 85 руб., что, как уже было отмечено, не влияет на логику расчетов. Просто при новых величинах МРОТа надо пропорционально заменять и все другие числовые величины в ТДМ.
Для расчетов специалистами ЗАО «Гу-манитарный фонд» была создана «Методика комплексного расчета социально-эконо-мического эффекта производственного предприятия малого бизнеса по полной величине создаваемой товарно-денежной массы», которая является интеллектуальной собственностью разработчика.
При расчетах были использованы следующие данные.
Фонд оплаты труда производственного персонала, включая начисления на заработную плату (в размере 40 %) составляет 50 % от себестоимости продукции. Другие 50% затрачиваются на сырье, материалы и потребление энергии.
НДС – равен 20 %.
Накладные расходы предприятия составляют 50 % от себестоимости продукции при этом фонд оплаты труда непроизводственного персонала составляет 30% от суммы накладных расходов.
Подоходный налог с физических лиц – 12%.
Наценка «магазина» (системы торговли) равна примерно 50 % от цены поставляемой предприя-тием продукции. А фонд оплаты труда работников – 30 % от суммы наценки.

Методика комплексного расчета социально-экономического эффекта
производственного предприятия малого бизнеса
по полной величине создаваемой товарно-денежной массы

1. Определяем начальную стоимость (НС) изделия (себестоимость), накладных расходов предприятия и магазина, Таблица, поз. 1.
Расчет ведем из условия оплаты труда (заработной платы) производственного персонала предприятия в размере 85 руб. (1 МРОТ).
2. Определяем фонд оплаты труда ФОТ, Таблица, поз. 2.
3. Вычисляем НДС, там же, поз. 3.
4. Находим конечную стоимость (КС) изделия, накладных расходов предприятия и магазина путем сложения величин из поз. 2 и 3, поз. 4.
5. Рассчитываем заработную плату (ЗПл), поз. 5.
6. Рассчитываем сумму начислений (Нч), поз. 6.
7. Рассчитываем сумму подоходного налога (ПН), поз. 7.
8. Рассчитываем величину «чистой» заработной платы (ЧЗПл) при вычитании из нее суммы подоходного налога (величину поз. 7 вычитаем из величины поз. 5), поз. 8.
9. Определяем сумму налогов, которые начисляются по результатам финансовой деятельности юридических лиц (СН-Д), которая составляет без учета НДС 30%, поз. 9.
10. Рассчитываем полную сумму налогов, включая НДС (поз. 3), начисления на заработную плату Нч (поз. 6), подоходный налог (ПН) (поз. 7) и сумму налогов на деятельность юридических лиц СН-Д (поз. 9), поз. 10.
11. Рассчитываем величину средств, поступающих в сферу обращения товарно-денежной массы в качестве оплаты предприятием и магазином приобретаемых ими товаров (сырья, материалов) и услуг. Эти средства условно названы инвестициями в экономику, так как они обеспечивают обращение товарно-денежной массы.
Результаты расчетов – поз. 11. Данные величины (Ин-1) получены путем вычитания из величин поз. 4 величин поз. 8 и 10.
12. Рассчитываем приблизительную величину налогов на инвестируемые средства по поз. 11 (НИ-1), поз. 12.
13. Рассчитываем сумму «чистых» инвестиций по поз. 11 за вычетом налогов по поз. 12, ЧИн-1, поз. 13.
14. Принимая, что 50 % заработка работника расходуется на предметы первой необходимости (питание и др.), потребляемые в течение месяца, назовем эту часть заработной платы «активными инвестициями» (АИ).Результаты расчетов – поз. 14.
15. Остальную часть заработной платы работников, накапливаемую на счетах или другим образом для приобретения дорогостоящих товаров, назовем «пассивными инвестициями» (ПИ). Их величина получается путем вычитания из данных поз. 8 данных поз. 14. Результаты расчетов – поз. 15.
16. Рассчитаем величину налогов на активные инвестиции (НАИ). Результаты расчетов – поз. 16.
17. Найдем величину «чистых» активных инвестиций (ЧАИ) за вычетом налогов, поступающих производителям товаров и услуг, поз. 17.
18. Найдем сумму всех инвестиций, как активных, так и пассивных, сложением величин поз. 15 и 17. Результаты – поз. 18 (СИ).
19. Найдем сумму всех налогов, поступающих в бюджет в результате производства и реализации изделий, сложением данных поз. 10, 12 и 16. Результаты – поз. 19 (СН-2).
20. Найдем сумму всех инвестиций, поступивших в обращение товарно-денежной массы в результате функционирования рабочих мест предприятия – производителя изделий и магазина, а также с учетом сопутствующего товарооборота. Результаты – поз. 20 (СИн).
21. В Таблице все рассчитанные единицы отнесены непосредственно к изделиям (столбец 4), накладным расходам предприятия (столбец 5), к общей сумме продукции предприятия (столбец 6), накладным расходам магазина (столбец 7) и к стоимости отпускаемого магазином товара (произведенного предприятием изделия) (столбец 8).
В столбце 2 указаны те позиции Таблицы, с которыми производятся математические действия.
В связи с тем, что производственный кооператив «Меридиан 2000», чьи данные использованы в расчетах, является предприятием инвалидов и имеет льготы по НДС, прибыли и некоторым другим налогам, представляет интерес учет этих параметров и их влияние на показатели работы предприятия. Результаты расчетов для этих условий приведены в столбце 9.
Ограничение на применение данной методики: методика дает наиболее полное представление о социально-экономическом вкладе предприятия в экономику страны, однако результаты расчетов нельзя использовать для оценки того же эффекта большого числа предприятий, так как в эффекте одного уже учтен эффект некоторых других. Введение соответствующих поправок в этом случае необходимо

Расчет фактического состояния товарно-денежной массы для стандартных условий производственного предприятия малого бизнеса.


№ поз.

Наименование

Сумма
позиций

Изделие

Накладные расходы

Продукция

Накладные расходы

Товар

Товар*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

НС

 

238

119

357

177

534

506

2

ФОТ

 

119

36

155

53

208

200

3

НДС

 

47

24

71

37

108

30

4

КС

2+3

285

143

428

214

642

536

5

ЗПл

 

85

26

111

38

149

143

6

Нч

 

34

10

44

15

59

57

7

ПН

 

10

3

13

5

18

17

8

ЧЗПл

5-7

75

23

98

33

131

126

9

СН-Д

 

-

36

36

53

89

45

10

СН-1

3+6+7

91

73

164

103

274

149

11

Ин-1

4-8-10

119

47

166

71

237

261

12

НИ-1

 

59

23

82

35

117

129

13

Чин-1

11-12

60

24

84

36

120

132

14

АИ

 

38

12

50

17

67

92

15

ПИ

8-14

37

11

48

16

64

34

16

НАИ

 

19

6

25

8

33

46

17

ЧАИ

14-16

19

6

25

9

34

46

18

СИ

17+15

56

17

73

25

98

80

19

СН-2

10+12+16

169

102

271

153

424

324

20

СИн

13+18

116

41

157

61

218

212

* – Данные для предприятия инвалидов. Величина активных инвестиций АИ для предприятия инвалидов принята равной 0,8 от чистой заработной платы.

 

Из расчета следует, что сумма реализации товара в размере 642 руб. обеспечивает общую сумму налогов в размере 424 руб. и общую сумму инвестиций 218 руб. при оплате труда производственного персонала в размере 85 руб. и общей сумме оплаты труда всех участников обращения товарно-денежной массы 149 руб.

Обсуждение результатов расчетов
Интересно отметить, что в общей стоимости 642 руб. две трети составляют налоги (даже при заниженном их расчете) – 424 руб., и лишь 218 руб. направляются в экономику общества в виде инвестиций. Тогда понятно, почему экономика так медленно развивается.
Важно отметить, что общая сумма налогов 424 руб. в два раза превышает суммарную заработную плату основных участников обращения ТДМ. Это положение ставит вопрос о правах производителей на произведенный продукт – основное право частной собственности. Как показали расчеты, распределение материальных благ происходит явно не в пользу их создателей и, соответственно, не в пользу рыночной экономики и устоев гражданского общества.
При стандартном налогообложении отношение суммы налогов к сумме инвестиций в экономику равно: 424 / 218 =  1,95. При льготном налогообложении эта величина равна: 324 / 212 = 1,53, т. е. явно выигрывает экономика.
Но самым удивительным фактом является тот, что при льготном налогообложении поступление налогов в казну государства от одной и той же величины ТДМ почти такое же, как и без льгот. Это видно, если мы рассматриваем одну и ту же величину ТДМ, например 642 руб. (а можно и 536), конечная сумма налогов в бюджет СН-2 при льготном налогообложении будет равна 642 / 536 * 324 = 388 руб. Это составляет 91,5 % от общей суммы без налогов, без льгот. Но при этом сумма инвестиций в экономику увеличивается до 642 / 536 * 212 = 254 руб., что равно примерно 120 % от первого варианта.
Итак, снижение налоговых поступлений на 8,5 % приводит к увеличению инвестиций в экономику на 20 %. А что значат для экономики эти 20 %? При конечной стоимости продукции предприятия 428 руб. (КС) мы имеем общую величину ТДМ – 642 руб. Если увеличить КС на разницу 254 и 212 руб., а именно на 42 руб., то получим новую величину ТДМ, равную (428 + 42) / 428 * 642 = 705 руб. и сумму налогов (без льгот) 705 / 642 * 424 = 466 руб. Таким образом, поступление налогов выросло на 10 %. В случае действия льгот примерно такое же увеличение налогов при их сумме 388 руб. (от равной величины ТДМ) составит 427 руб. То есть снижение налогов ведет к росту налоговых сборов из-за увеличения величины ТДМ. Этот пример ясно показывает, как снижение налогов ведет к богатству общества по всем направлениям.
Основной вывод:
На пути к рыночной экономике и гражданскому обществу стоит архаичная налоговая система, вобравшая в себя дорыночные приоритеты в распределении произведенных благ.
Обеспечив бизнес основными условиями деятельности, мы в считанные годы получим достаточно благополучное общество. Надеемся, мы приблизились к пониманию того, чего стоит бизнес в обществе.

 

На главную